Здесь мы собрали наш опыт в воспитании и образовании детей, чтобы у родителей была возможность получить самую актуальную и важную информацию о воспитании и образовании детей и подростков.
Как найти общий язык с подростком? Какие университеты подойдут для моего ребёнка? Как написать мотивационное письмо? Что такое эмоциональный интеллект? И о многих других аспектах воспитания и образования детей, можно узнать на этой странице.
A-levels! Aаа… что это и зачем нужно?
Многие мечтают о зарубежном образовании как для себя, так и для своих детей. Картинка готических библиотек и замков Великобритании не может не завораживать. Летать на метле как в Хогвардсе, конечно, вряд ли получится, но «взлететь» в профессиональной сфере с британским образованием возможно точно.
В запале прекрасных картинок аристократического образования открываешь интернет и тут на тебя сыпется огромное количество сокращений, наименований организаций: GCSE, AS Level, A level, CAE, UCAS и многое, многое, и, кажется, воронка поисков ответов затягивает все глубже на новые уровни.
Британская школа
Начнем с того, что в целом дети в Великобритании идут в школу с 4 лет (класс Reception), таким образом всего классов в школе 13. После 11 класса в Англии (9 класс в РФ) дети сдают экзамены для получения GCSE (General Certification of Secondary Education).
GCSE это сертификат подтверждающий, что вы отучились в средней школе. Далее стоит выбор продолжить ли образование в старшей школе или уже пробовать искать работу. По факту многие престижные университеты Великобритании начинают прием заявок, до того, как ученик сдал финальные экзамены A-level, поэтому наличие высоких оценок в сертификате о среднем образовании существенно увеличивает шансы на поступление. Также как правило это отличная подготовка к старшей школе (Six Form, это 10 и 11 классы по российской системе или возраст 16-18 лет).
Два старших года школы ученики отдают подготовке к сдаче экзаменов A-levels. Они выбирают четыре или три предмета, которые им необходимы для поступления в университет и отдают все силы и время на их изучение. Система оценок от А* до Е. Также, некоторые университеты принимают экзамены AS, которые примерно равны одному году обучения на A-levels. Наличие результатов этих экзаменов позволяет иностранным студентам пропустить подготовительный год в университете – Foundation.
Для того чтобы поступить в любой ВУЗ Великобритании необходимо загрузить свои документы в систему UCAS (Universities and Colleges Admissions System) – Служба приема в университеты и колледжи. При этом подать заявление можно только в 5 университетов и загрузить только одно мотивационное письмо, таким образом даже если вы не знаете конкретный факультет, общее направление должно совпадать, ведь невозможно подготовить мотивационное письмо абсолютно для всех предметов.
Если вы уже определились в какой университет хотите поступить, но при этом не определились с факультетом можно сдать предметы из «предпочтительного списка» (preferred subjects) с сайта университета. Это даст вам немного дополнительного времени, чтобы определиться.
Помимо этого, сама система UCAS также помогает найти нужного студента, она знает профайлы университетов и колледжей и предлагает им абитуриентов.
Высшее образование в Великобритании
Какие же университеты выбрать?
На первом месте всемирно известные Оксфорд (Oxford) и Кембридж (Cambridge). Подавать сразу в оба нельзя. По международным рейтингам Оксфорд немного превосходит Кембридж и поступить в него сложнее, процент поступления в Оксфорд 17%, а в Кембридж 24% по данным 2019г.
Оксфорд (Oxford University) заведение, не нуждающееся в представлении. Место окутано историей, и необычная атмосфера чувствуется в каждом здании, не зря многие известные кадры Гарри Поттера были сняты именно здесь.
В составе 38 колледжей, причем каждый из них дает мультидисциплинарное образование, т. е. студент одного академического департамента может посещать лекции другого. Все они объединены в 4 крупных группы: гуманитарные науки, социальные науки, точные и естественные науки и математика.
Кембридж (Cambridge University) также состоит из множества колледжей (31, если быть точным, наиболее известные Тринити Колледж, Колледж Св. Ионна), которые дают кросс дисциплинарные знания. Кембридж один из самых консервативных университетов (в некоторые столовые студентам нельзя зайти без фирменной одежды: мантии и четырёхугольной шапочки с кисточкой). Кембридж подарил миру 88 лауреатов Нобелевской премии.
Вместе с тем в Великобритании есть много других прекрасных ВУЗов.
Королевский колледж Лондона (King’s College of London (KCL или King’s) один из старейших ВУЗов, основанный в 1829 году, также предоставляет широкий выбор факультетов и направлений. Самый популярный факультет медицинский – Медицинский колледж Святого Фомы. После него по популярности идут факультеты права и истории. Известные выпускники: Вирджиния Вульф, Сомерсет Моем, множество политиков и ученых (более 12 нобелевских лауреатов, включая ученных внесших вклад в открытие ДНК, бозона Хиггса и многое другое).
Лондонская школа экономики и политических наук (London School of Economics (LSE)), как следует из названия, довольно узконаправленный ВУЗ. Изначально, Университет был создан лидерами Фабианского движения как оппозиция имперским воззрениям. Самый сильный факультет по политическим исследованиям и государственному управлению (эти направления здесь самые сильные в Европе). Кроме того, выделяются программы по коммуникациям и связям с общественностью, экономика развития, бизнес-управление. LSE располагает самой большой библиотекой в мире по общественным наукам на всех европейских языках. Известные выпускники: Дж. Ф. Кеннеди, Фридрих Хайек, Дэвид Рокфеллер, Микк Джагер и др.
Университетский колледж Лондона (University College of London (UCL)) разросся из факультета химии, а затем несколько факультетов иностранных языков. По настоящий день UCL дает одно из самых серьезных образований в области точных наук.
Королевский Колледж, Лондонская школа экономики и Университетский колледж Лондона формируют один из углов «золотого треугольника» образования Великобритании (два других “угла” Кембридж и Оксфорд).
Великобритания предоставляет качественное образование не только в области классических предметов, но и в области творческого самовыражения.
К примеру, если вам интересна карьера, связанная с миром моды, дизайна и искусства Лондонский университет искусств (University of Arts London) один из престижнейших, в его состав входят известные на весь мир Лондонский колледж моды (London College of Fashion) и Сейнт Мартин (Central Saint Martins). Париж и Милан бесспорные лидеры по показам, но технологии моды и новые лекала изобретаются в Лондоне. Известные выпускники Стелла Маккартни, Александр Маккуин, Джон Гальяно, 8 победителей премии Оскар и многие лауреаты премии Тернера.
К примеру, если вам интересна карьера, связанная с миром моды, дизайна и искусства Лондонский университет искусств (University of Arts London) один из престижнейших, в его состав входят известные на весь мир Лондонский колледж моды (London College of Fashion) и Сейнт Мартин (Central Saint Martins). Париж и Милан бесспорные лидеры по показам, но технологии моды и новые лекала изобретаются в Лондоне. Известные выпускники Стелла Маккартни, Александр Маккуин, Джон Гальяно, 8 победителей премии Оскар и многие лауреаты премии Тернера.
Все эти университеты входят в популярное сообщество Russell Group (24 ведущих ВУЗа Великобритании), сравнимое с Лигой плюща в США. Также, хороший ресурс для сравнения ВУЗов Великобритании и поиска интересующих курсов discoveruni.gov.uk.
A-levels не только в Англии
Однако, если вам не близок климат Туманного Альбиона, A-levels принимают и в других странах, например, Испания, Сингапур, Египет, Канада, Германия, Австралия, Новая Зеландия и многие другие. Следует учесть, что как правило для иностранцев в этих странах обязательны A-levels по математике независимо от выбранного направления. В США более 80 университетов принимают A-levels, но с разным зачетом баллов, возможно в некоторых из них придется досдать предметы.
Как видите наличие британских экзаменов действительно стирает границы для абитуриента, как по взмаху волшебной палочки. Аббитуриентус!
Как написать эссе?
При поступлении на многие программы или в вузы, требуется написать эссе на заданную тему. Но мало кто знает, что эта форма письменной работы имеет свои правила и нюансы.
Написать эссе на 1000 слов на заданную тему. Многих учеников такая фраза часто кидает в ступор. О чем писать? С чего начать? А 900 слов хватит? Тем временем, если знать правила написания эссе, это задание не доставит особых тревог.
Типы эссе бывают разные, но при поступлении как правило ожидают аналитический вариант. Автор ставит перед собой задачу или вопрос и далее аргументированно отвечает на него. Эссе – это свободная форма выражения. Однако, если вы нацелены на определенный университет или работодателя стоит следовать его пожеланиям. Так, например, в Гарварде эссе не более, чем на 2 страницы, а в российских ВУЗах допускается вариант и на 5, и на 10. В зарубежных университетах есть определенные пожелания по вступительному эссе.
Советы по написанию эссе
Во-первых, в отличие от российского подхода, в западных университетах как правило сначала ставится вопрос, обозначается основной интерес автора, а ниже приводятся аргументы либо в пользу, либо против идеи. В то время, как у нас чаще есть вступление или подводка и кульминация ближе ко второй половине работы.
Вводная часть может опираться на три следующих пункта:
— о чем будет рассказывать автор (In this essay I shall consider the question of …)
— какие материалы, позиции, опыт будут рассмотрены (I intend to focus on…)
— какие аргументы автор будет отстаивать (I will suggest that…).
Во-вторых, если вы пишете объемное эссе, то лучше начать с плана. Указать для себя кратко тезисы, которые вы хотели бы доказать или оспорить в рамках выбранной темы. Один абзац – один аргумент. Также не забывайте, что эссе предполагает четко отделенные абзацы. Как правило основной текст аргументов занимает 60% всей работы. Стоит указать не только почему вы согласны с основным тезисом, но и почему противоположные мнения ошибочны.
Предложения и абзацы должны быть связанны друг с другом. Иногда используют связующие слова или целые предложения аргументов, которые вытекают один из другого. Вместе с тем стоит быть аккуратным с количеством вводных слов, чтобы не перегрузить текст неинформативной частью.
Примеры связующих слов в эссе
1. Moreover — кроме этого.
2. Furthermore — более того.
3. Not only x but also y — не только x, но и y.
4. Considering… — Учитывая…
5. The fact that… — Тот факт, что…
6. On the subject of… — По вопросу…
7. In the same way/fashion — Таком же образом.
8. Regardless of the mentioned above — Несмотря на то, что было указано выше.
В-четвертых, всегда проверяйте информацию, лучше всего указать ссылки на источники данных. Аргумент выглядит более убедительным, если он подкреплен исследованиями, примерами и\или статистикой. Кроме этого, источники необходимо выбирать аккуратно, не всякий вебсайт или автор предоставляет достоверную информацию.
В заключение необходимо подвести итог ваших размышлений. Возможно, повторить проблему упомянутую в начале. Читатель будет благодарен вам за краткий пересказ основных тезисов текста и вывод.
Важно не употреблять разговорный сленг и стараться, чтобы текст не был однообразным. К примеру, несколько вариантов по замене слов:
Вместо “I think” | Вместо “difficult” | Вместо “issue” |
I assume |
Tough |
Subject |
In my opinion |
Problematic |
Matter |
As far as I can tell |
Demanding |
Affair |
I consider |
Uphill |
Concern |
It seems to me that |
Laborious |
Business |
The way I see things is that |
Onerous |
Predicament |
По подсчету слов действует универсальное правило – допускается превышение или сокращение текста на 10% от заданного количества слов. Статистически, если написать меньше слов на 20%, то вам просто не хватит объема, чтобы достойно раскрыть предложенную тему. Превышение в свою очередь может добавить много лишней информации.
Для более детальных советов по написанию эссе можно обратиться на сайт университета/колледжа/школы, в который вы планируете поступать. Например, здесь можно посмотреть требования Оксфорда.
И, главное правило, обязательно прочтите готовую работу несколько раз. Если есть возможность, возьмите перерыв и взгляните на работу через какое-то время.
10 причин отдать ребёнка в Английскую школу
Как бы быстро не менялся мир вокруг нас, вопрос образования всегда остается актуальным. В большом разнообразии предлагаемых систем многих привлекает зарубежное образование. Последнее время очень активизировался рынок именно британского образования, вызванный историческими образами и рейтингами учебных заведений Великобритании.
Плюсы британской школы
1. Во-первых, множествами исследований доказано, что билингвизм положительно сказывается на мозге человека. Особенно это заметно в детском и старшем возрасте. У детей, растущих в мультиязычной среде, наблюдается более стремительное развитие, лучше развиты логика и память. Кроме этого, «когнитивный резерв» у таких людей намного больше.
Английский язык – международный язык
2. Во-вторых, английский язык уже много лет держит первенство в звании международного. Если человек владеет им, то он будет комфортно себя чувствовать практически в каждом уголке мира. Кроме этого, будущая карьера также приобретает новые очертания, причем не только за границей, но и в России. Многие известные корпорации имеют свои представительства здесь.
3. В-третьих, британская школа дает возможность знакомства с иной культурной и поведенческой средой. Это позволяет стать человеку более открытым, испытывать меньший стресс при возможном переезде и расширяет круг общения.
Школа для карьеры
4. Наличие британского образования открывает множество дорог для поступления в зарубежные ВУЗы. С результатами экзаменов A-levels абитуриент сможет сэкономить год, который надо отдать курсу Foundation, если вы прибыли из-за границы. Плюс, не только Англия принимает результаты этих экзаменов, но и многие ВУЗы мира.
Дополнительные занятия для детей
5. В британской системе большое внимание уделяется развитию личности. Помимо основной академической части, в расписание интегрированы занятия спортом, живописью, музыкой. Крайне важно вырастить разностороннюю личность. Ученики хотя бы один раз попробовали себя в этих направлениях.
6. Когда ученики подходят к старшим классам (10 и 11 по российской системе и 12 и 13 по британской) они полностью посвящают свое время 3-4 предметам, которые им необходимы для поступления, т.е. они отдают свое время на то, что им реально интересно и ценно.
7. Британские школы, как и ВУЗы, — это не только образование, но и будущее окружение. Зачастую люди, обучающиеся в подобных заведениях, обладают общими чертами открытого взгляда на мир, возможностью командного взаимодействия, а также формируют будущую профессиональную среду.
Британское образование за рубежом
8. Особо стоит отметить непрерывность образования. Британская программа (National Curriculum for England) имеет общие стандарты независимо от страны обучения и предусматривает начало обучения с 4 лет. Если школа лицензирована на выдачу A-levels, можно не сомневаться в высоком уровне образования. Кроме этого, в эру большой мобильности людей, при переезде в другую страну вы будете спокойны за переход ребенка в иностранную школу.
9. Большое внимание в английских школах уделяется практическим навыкам и самостоятельной работе. Многие уроки проходят в формате диалога и активной работы с учениками. Последние получают навыки презентаций, аргументированного спора, устного и письменного выражения и отстаивания собственной позиции. Особую роль играет навык поиска информации. В век технологий важно уметь отличать достоверную информацию от общего потока.
Частная школа
10. Британские школы в России – это частные школы. Соответственно есть возможность индивидуального подхода и более детального контроля над процессом образования Ваших детей. Небольшие классы позволяют диверсифицировать задания по уровню студентов и дать возможность как подтянуть свои знания, так и развить их выше среднего.
На какую бы школу не пал ваш выбор, стоит всегда общаться со своим ребенком и учитывать его потребности. Школа – это место новых интересных знаний и любопытства, а не зубрежки и скучных стандартных лекций.
У страха глаза велики
«Мама, у меня под кроватью монстр». «Я не хочу туда заходить, там темно». «Родители ругались, значит они разойдутся». Довольно часто ребенок испытывает подобные и многие другие, казалось бы, иррациональные страхи. В зависимости от возраста может изменяться содержание, но чувства примерно одни и те же. Как же помочь ребенку справится с этой ситуацией?
Почему ребенок боится
Во-первых, давайте разберемся что такое страх и зачем он нужен человеку. Он формируется в одной из древнейшей части головного мозга – миндалевидном теле. В этом банке эмоций есть позитивные как радость, удивление, интерес, так и отрицательные: грусть, гнев, отвращение. А седьмая эмоция – страх. Он не несет какого-либо однозначного оттенка: может быть и неприятным, и приятным (не зря многие любят смотреть фильмы ужасов, т.к. страх притягивает за собой и другие эмоции, которые живут в тесном клубке).
Cтрах может быть ответом на существующие воспоминания, так и страх неизвестности. Инстинкт, заложенный в человеке ради спасения. Когда человек боится в организме вырабатывается коктейль гормонов и химических нейромедиаторов, которые делают человека быстрее, выносливее и внимательнее.
Детские страхи знакомы каждому человеку, т.к. прежде чем накопить знания о мире, многое кажется большим и неизвестным.
Как помочь ребенку справится со страхом
Не умаляйте страхов ребенка. Ему совсем не очевидно, что монстров под кроватью не может быть. В данной ситуации лучше побыть с ребенком, сказать, что будете рядом пока он не уснет. Может быть оставить небольшой ночник. Кстати, дискомфорт темноты, также заложен в наших генах. Homo Sapiens развился именно от дневных приматов и в популяции сохранялись именно те виды, которые могли быть аккуратны в темноте, чтобы не быть съеденными.
Проиграйте страшную ситуацию с ребенком. Выберите сценарий ролевой игры, включающий тревоги ребенка и возможные пути решения. Дети часто проживают свои сомнения через образы. Можно использовать множество подручных материалов: игрушки, рисунки, пластилин.
Попросите ребенка нарисовать свой страх, а затем вместе добавьте смешные или абсурдные черты. Монстр с клыками уже совсем не страшен, если страдает от аллергии и обсыпан салфетками и со слезящимися глазами.
Самый наглядный способ – это личный пример. Не скрывайте от ребенка моменты, когда вы испугались. Покажите, как можно именно пережить неприятные ощущения. Вместе с этим, если взрослый сам не справляется со своим страхом и постоянно боится нападения из-за каждого угла, тревога также передается ребенку.
Отношения со страхом можно натренировать, поэтому ситуации контролируемого стресса полезны. Не забывайте, что действовать стоит постепенно. Если ребенок боится собак, не стоит заводить ее дома. Сначала, попробуйте посмотреть фото и видео, обсудить как понять по внешнему виду животного, что оно злится. Обратитесь к знакомым с собакой, чтобы помахать им издалека и только после этого попробовать подойти.
Расслабление. Часто, когда мы боимся, у нас напрягаются определенные части тела. Можно обратить на это внимание ребенка, и попробовать продышать и постепенно расслабить напряженные участки.
Страхи, естественно, меняются с возрастом. К примеру, школьники могут испытывать тревогу, когда слышат конфликты родителей. Очень важно дать понять, что конфликты – это часть отношений. И, несмотря на эмоциональное поведение, родители смогли найти общую точку соприкосновения. Скрывать периодические ссоры, не всегда верное решение, т.к. мы также формируем определенный образ будущих взаимоотношений. Дети, которые никогда не видели спора своих родителей, скорее всего будут уверены во взрослой жизни, что ссора – это признак нездоровых отношений.
Игрушка-оберег. Назначьте какую-либо игрушку, которая всегда будет рядом с ребенком. Это может быть и волшебный фонарик, который всегда с собой.
Безусловно, если страх порождает у ребенка состояние постоянной тревоги и не проходит со временем, стоит рассмотреть возможность посещения детского психолога.
В любом случае успешный вариант преодоления страха, в каком возрасте бы он не был, во многом зависит от вашей готовности общаться и попытаться выслушать вашего ребенка.
Современный учитель: какой он?
В последнее десятилетие замедлились темпы экономического развития, но невероятными темпами меняется общество, социальные институты и технологии. Расслоение общества также уже имеет не только денежное выражение, но и проявляется в доступности к услугам достойного образования, получения знаний. Институт школы также меняется, а вместе с ним и учитель.
Как отличить правду от лжи?
Лекторный формат подачи информации становится все менее актуальным. В век интернета учитель в меньшей степени носитель эксклюзивной информации, а в большей степени – навыка, опыта. Одна из важных задач уметь показать ученикам как именно работать с информацией, как выбирать достоверные источники и почему информация с сайта Forbes может нести большую ценность нежели со страниц желтой прессы.
Игры на уроках
Безусловно, умение учителя заинтересовать свою аудиторию было и остается одним из главных критериев успешного образования. Современные дети живут в период очень насыщенного контента. Использование игр на уроках, нестандартных задач или решение проблем из реальной жизни (рассчитать ставку своего кредита, инвестировать в Tesla, открыть свое кафе или вычислить группу крови своего брата) делает урок увлекательным.
Можно ли задавать вопросы учителю?
Умение вести диалог и задавать нативные вопросы – неотъемлемая часть современного образования. Материал, поданный на лекции, возможно уйдет в глубины памяти уже через 10 минут после урока. В то время как диалог, ассоциации, аналогии, предложенные самим студентам, создадут прочную сеть в памяти и позволят легко доставать информацию из мозга в необходимый момент. Кроме этого, чувство сопричастности и в какой-то мере контроля за ходом урока приносит невероятную мотивацию студентам.
Что интересно современным детям
Для учителя важно знать и понимать увлечения современных детей, даже если он их не разделяет. Порой намного проще понять ступор ученика перед произведениями классической литературы, если осознать, что межличностные отношения в данный момент не обладают таким количеством ограничений как в XIX веке или использовать пример известного всем популярного предмета как бизнес-модели (например, симпл-димпл).
Важно ли образование учителя
На протяжении карьеры знания обновляются в любой сфере. Появляются новые технологии, подходы, идеи и исследования. Учитель биологии, ссылающийся на последние открытия, имеет больший уровень доверия. Немаловажным аспектом в этой ситуации будет и владение иностранными языками. Они открывают доступ к мировому научному сообществу. Регулярное участие в конференциях и общение с коллегами из разных школ и даже стран, позволяет сформировать больше интересных техник подачи информации и взаимодействия с учениками.
Школа с индивидуальным подходом
Спрос на типичного школьника в современном мире уже довольно низкий. Совершенно ясно, что человек не может в равной степени обладать глубокими знаниями по всем направлениям, поэтому предпочтение отдается индивидуальному подходу. Задача же педагога распознать склонности своих учеников и направить их в нужное русло.
Эмоциональный интеллект учителя
Оставаться прежде всего человеком. Есть стереотип строгого учителя, на уроки которого ходит весь класс. При этом уровень вовлеченности и личного интереса на таких уроках довольно низкий. Если школьники видят, что учитель обладает самоиронией и умеет признавать ошибки, они скорее будут расположены к его урокам и будут стремиться открыто задавать интересующие вопросы, что в свою очередь ведет к лучшему усвоению материала. Также не стоит забывать о таком важном аспекте как эмоциональное выгорание. Работа учителя таит в себе эту опасность, и профессионал своего дела умеет замечать первые признаки этого состояния до того, как вдруг может повысить голос на учеников. Возможно, стоит взять перерыв, дать себе отдых и вернуться с новыми идеями в класс.
Конфликты в школе
Учитель должен выступать медиатором во время конфликта в классе. Несмотря на открытость к общению, он все же сохраняет авторитет и является своим взрослым для школьников. Не стоит перекладывать решение подобных ситуаций исключительно на психолога, ведь учитель находится на первой линии конфликта, и может быстрее предотвратить развитие ситуации и дать четкую картину происходящего психологу, если это понадобится.
Инновационные технологии в школе
Современные дети рано знакомятся с технологиями. Нельзя точно сказать имеет это только положительное или только отрицательное влияние на детей, но это факт. Вспомните долгие споры о влиянии мобильных телефонов или аппаратов УЗИ, хотя сейчас их использование повсеместно. Применение технологий смарт-досок, программирования, онлайн заданий уже неотъемлемая часть школы, если есть цель подготовить детей к взрослому миру. Не стоит демонизировать гаджеты, лучше показать своим примером и опытом как с ними работать и ту пользу, которую можно из них извлечь.